И. Ю. Кистяковский – первый директор ДЮСШ МГС «Динамо»
В 1962 году динамовской секции плавания первой в СССР было присвоено звание Детско-юношеской спортивной школы плавания Московского Городского Совета «Динамо» (ДЮСШ МГС «Динамо»). Основной костяк тренерского коллектива школы сложился в начале шестидесятых годов под руководством первого её директора Игоря Юльевича Кистяковского. Он отлично разбирался в науке плавания и являлся основным носителем передовых идей в практической, организаторской и методической работе по подготовке спортсменов высокого класса. Сейчас, с позиции уже прошедших многих лет можно смело утверждать, что И. Ю. Кистяковский являлся одним из самых авторитетных и известных специалистов по плаванию в обществе «Динамо». При его участии произошло становление школы, а затем её преобразование в СДЮШОР плавания МГС «Динамо», при нём были подготовлены первые призёры Олимпийских игр, чемпионатов Мира, чемпионы Европы, СССР, победители Всесоюзных и международных детско – юношеских соревнований. Велик и его личный вклад в подготовку высококлассных пловцов, как тренера за что он был удостоен самого высокого тренерского звания – заслуженный тренер СССР. Умение быть отличным администратором в лице директора школы и прекрасным тренером на воде, подготовившим мировую рекордсменку мастера спорта СССР международного класса Ирину Позднякову и ряд мастеров спорта СССР, укрепило авторитет И. Ю. Кистяковского среди коллег и специалистов страны. Руководители Московского Городского Совета «Динамо» всегда прислушивались к мнению директора школы и старались помочь в решении разных организационных вопросов, касающихся развития плавания. Однако, высказываемые им новые идеи, проекты и предложения поначалу вызывали у руководства большие сомнения в плане их реализации и не всегда находили одобрение с их стороны. Так, например, было с внедрением бригадного метода работы тренеров ДЮСШ, созданием первых специализированных классов по плаванию, строительством открытого 50-ти метрового бассейна и др. Игорь Юльевич был жёстким, принципиальным директором, умевшим аргументировано отстаивать свою позицию у руководства МГС «Динамо», и в очередной раз доказывал пользу задуманного, не боясь, при этом, брать на себя персональную ответственность. И в итоге руководители шли ему навстречу. В свою очередь И. Ю. Кистяковский требовал от тренерского состава школы и ведущих спортсменов строжайшей дисциплины в работе, безусловного выполнения плановых показателей и взятых на себя обязательств в достижении результатов. По существу, в период своей бытности на административном посту директора школы, Игорь Юльевич одновременно выполнял роль старшего тренера, в которой он зарекомендовал себя с самой положительной стороны. Многие годы успешного руководства плаванием принесли МГС «Динамо» почёт и славу в масштабах всей страны и всесоюзного общества «Динамо», в частности. Недаром, на всех ответственных соревнованиях, где сборная общества выступала единым коллективом, борясь за первое место в СССР в общекомандном первенстве, Игорь Юльевич назначался старшим тренером и ответственным за итоги выступления команды в целом. Тренерский коллектив сборной «Динамо», укомплектованный отличными специалистами, во главе с И. Ю. Кистяковским до поздней ночи «обмозговывали», как лучше распределить пловцов по способам плавания, дистанциям и в эстафетах, чтобы принести большую пользу команде. Благодаря своей информированности по уровню лучших результатов всех пловцов других спортивных клубов, динамовские тренеры могли наиболее рационально произвести расстановку сил и на этом получить преимущество перед другими соперниками. Как правило, так всё и происходило, плюс организованность и сплочённость динамовцев всегда решали исход командной борьбы в пользу «Динамо». В 50-е-80-е годы ежегодно, ранней весной, проводились в закрытых бассейнах популярные соревнования на приз газеты «Комсомольская Правда», которые называли тогда зимним чемпионатом СССР. Сборная команда общества «Динамо» много лет вела упорную борьбу в этом турнире с очень сильными сборными командами Вооружённых Сил и Профсоюзов за обладание почётным трофеем. В составе сборной «Динамо» всегда присутствовали представители московской организации. По окончанию каждого дня соревнований, вечером на общем собрании команды, Кистяковский, возглавлявший тренерский штаб, давал каждому спортсмену персональную оценку, показанного им результата и ставил задачи на последующие старты, затем проводился общий анализ положения команды, поскольку каждый участник должен был чувствовать свою ответственность за исход выступления всего динамовского коллектива. В итоге команда установила своеобразный рекорд, выигрывая пять лет подряд в период с 1968 по 1972 годы всесоюзные соревнования на приз газеты «Комсомольская Правда». В эти годы честь сборной команды «Динамо» защищали московские динамовцы: С.Белиц-Гейман, И.Гривенников, Н.Быстрова, И.Позднякова, Ю.Чирков, Г.Давыдов, Н.Петрова, В.Гречко, В.Дворкин, В.Шувалов, В.Ладыгин, В.Алексеев и др. В летний период практически тот же состав выступал за сборную команду г.Москвы, которая в 1969 – 71 гг. выигрывала Чемпионат СССР у таких сильных соперников, как сборные команды Украины и РСФСР и в эти победы динамовцы вносили весомый вклад.
И.Ю. Кистяковский (второй справа в верхнем ряду) на сборе в г. Львове, 1964 г.
Игорь Юльевич был сторонником больших тренировочных нагрузок и не давал спортсменам никаких поблажек, поскольку считал, что только через огромный объём выполненной работы можно добиться высоких результатов, даже, если у тебя имеется талант к плаванию. Прямо скажем, не все пловцы в его группе могли выдерживать такие требования. Видя, что во время тренировки спортсмен устаёт и пытается уменьшить заданную скорость, Игорь Юльевич не стеснялся крепким словцом ударить по самолюбию пловца и тогда тот, превозмогая себя, старался преодолеть минутную слабость и вновь войти в заданный ритм. Иногда тренеры школы прямо заявляли некоторым ведущим пловцам, у которых начиналось лёгкое проявление «звёздной болезни», что они будут временно направлены в группу И. Ю. Кистяковского на перевоспитание. Откровенно говоря, все не очень этого хотели, дабы видели как один из сильнейших пловцов в его группе Витя Алексеев во время выполнения многосерийных упражнений в жёстком режиме краснел от напряжения под цвет варёного рака. Однако, это шло на пользу тем, кто выдерживал заданные тренировки. Вот яркий пример: Ирина Позднякова мастер спорта СССР международного класса, самая юная (13 лет) мировая рекордсменка в плавании на 200 метров способом брасс (1966 год), серебряный призёр чемпионата Европы в 1966г., неоднократный призёр чемпионатов СССР и чемпионка СССР 1965 г. в женской комбинированной эстафете, двукратная победительница первого юношеского первенства Европы (1967г.) на дистанциях 100 и 200 метров брассом. Игорь Юльевич был грамотным специалистом и перед тренерами динамовской школы плавания всегда выступал в роли методиста. Он знал несколько иностранных языков и самостоятельно переводил зарубежную литературу по плаванию. Все интересные иностранные новинки подробно разбирались и анализировались на тренерских советах школы, по возможности, размножались и передавались на руки для более детального изучения, с последующим практическим применением в учебно-тренировочном процессе. Огромной популярностью пользовались методические материалы одного из лучших в мире специалистов по плаванию Д. Каунсилмена (США), которого постоянно переводил и рецензировал И. Ю. Кистяковский. Много нового почерпнул Игорь Юльевич, когда работал в сборной команде СССР со своей ученицей И. Поздняковой. За свои глубокие знания и серьёзный подход к работе И.Ю. Кистяковский пользовался большим уважением со стороны главного тренера сборной команды страны по плаванию К.А. Инясевского и таких маститых специалистов, как З.П. Фирсов, В.В. Буре, Л.К. Мешков, С.П. Бойченко, В.Ф. Китаев и др. В целях качественного улучшения учебно-тренировочного процесса всех сильнейших пловцов школы Игорь Юльевич и тренеры периодически устраивали одновременно общие тренировки по единому заданию и серии соревнований по особой программе. Например, проводилась такая тренировка, когда все сильнейшие спортсмены школы 25-30 человек должны были в 25-ти метровом бассейне по 5-6 пловцов на одной дорожке в течение одного часа без остановок плыть комплексом, меняя способы через каждые 100 метров. Со стороны трибун зрелище было впечатляющим, особенно вспененные волны в бассейне, от которых крайние дорожки становились узкими, а спортсменов слегка раскачивало. Проведение соревнований с гандикапом всегда поднимало ажиотаж у спортсменов и вызывало интерес у зрителей. Формировалось шесть команд пловцов по 4 человека в каждой. Команды комплектовались по уровню подготовки и стартовали сначала слабейшие, а последними выходили самые сильные команды, т.е. слабым давалось большое преимущество – гандикап, а сильные должны были догнать и перегнать ранее стартовавших. Необходимо отметить, что фора давалась слабейшим очень приличная и нужно было приложить огромные усилия, чтобы обыграть соперников. Зато в порыве командного азарта многие спортсмены показывали прекрасные результаты и становились отличными эстафетными бойцами. На еженедельных тренерских советах динамовской школы плавания, проводившихся под руководством Кистяковского, регулярно заслушивались тренеры всех уровней подготовки спортсменов, начиная от высшего звена и кончая учебными группами. Старшие тренеры - бригадиры регулярно докладывали о ходе тренировочного процесса ведущих пловцов и их готовности к основным стартам спортивного сезона, а также прогнозировали результаты на каждом этапе соревнований. Для кандидатов в сборные команды СССР и общества «Динамо» разрабатывались индивидуальные планы подготовки на каждый год и руководство школы вместе с личным тренером спортсмена обязано было систематически отчитываться о выполнении этих планов перед тренерским штабом сборной команды страны и специалистами Центрального совета «Динамо». По итогам выступления того или иного спортсмена в спортивном сезоне проводился подробный анализ выполнения индивидуального плана подготовки на основе, которого оценивались результаты кандидатов в сборные команды. Спортсмены, выполнившие свои обязательства, зачислялись в основные составы сборных команд для участия в международных соревнованиях, учебно-тренировочных сборах за рубежом и им, как правило, увеличивалась стипендия, выдавались денежные премии за победы в турнирах и рекордные показатели, экипировались первоклассной спортивной формой. Всё это являлось прекрасным стимулом для стремления попасть в сборные команды СССР и общества «Динамо», поскольку в рамках ДЮСШ формы поощрения были крайне ограничены. На всех встречах с пловцами директор школы призывал спортсменов к завоеванию права - стать членами сборных команд страны, общества и г.Москвы, откуда мог начаться их путь в большой спорт. В спортивной карьере каждого спортсмена случались взлёты и падения. В период временных неудач, спада и застоя в росте результатов, когда спортсмена могли отчислить из сборной команды, всегда приходило на помощь родное «Динамо», личный тренер и руководство школы в лице И.Ю. Кистяковского. Несмотря на свою строгость, он хорошо понимал спортсменов и старался помочь тем, кто продолжал трудиться и стремился восстановить свои прежние позиции в спорте. В этот сложный для спортсмена период, как правило, в сборных командах прекращались все виды поощрений, а моральная и материальная поддержка могли прийти только от МГС «Динамо». В этих случаях И.Ю. Кистяковский, как директор школы, первым принимал участие и необходимые меры, чтобы сохранить нужного спортсмена, добиваясь у руководства организации оказания материальной помощи пловцу и созданию нормальных полноценных условий для тренировок. Даже в настоящее время некоторые бывшие пловцы по-прежнему благодарны Игорь Юльевичу за оказанную им помощь в спорте, при поступлении в институт и в процессе учёбы, а также за добрые житейские советы. Во время участия И. Ю. Кистяковского на централизованных сборах сборной команды СССР в методике подготовки спортсменов широко практиковалось выполнение повышенных нагрузок с большими объёмными тренировками в воде, специальной физической подготовкой в спортзалах на тренажёрах и силовой на суше, включая летом беговые кроссы по пересечённой местности и усиленную лыжную подготовку зимой. Следует отметить, что в тот период централизованные сборы проводились систематически и явка на сборы была обязательна. В случае неявки, без уважительной причины, могли отчислить из сборной команды СССР. Ряд пловцов не выдерживали строгих требований и отчислялись из кандидатов в сборную команды страны. Наряду с такими трудными тренировками, для участников команды не создавались особые, комфортные условия, наоборот шли по пути преодоления трудностей, укрепляя тем самым волевые качества спортсменов. Всё было по-суворовски: «тяжело в ученье, легко в бою». Такие методы совпадали с концепцией учебно-тренировочного процесса, который трактовал в динамовской школе плавания Игорь Юльевич. Объём и глубина знаний Игорь Юльевича в науке плавания были поистине потрясающими. Он не только умел готовить высококвалифицированных пловцов, но и прекрасно разбирался в детском плавании, начиная от первоначальной стадии обучения детей плаванию. Он опубликовывал свои авторские труды: книги, статьи, программы, методические пособия по обучению детей плаванию. И.Ю.Кистяковский был членом Федерации плавания СССР, в которой возглавлял детскую комиссию и активно работал в этом направлении все шестидесятые годы. На конференциях, семинарах и других научно - методических мероприятиях выступал с докладами, лекциями по этой тематике, а в динамовской школе плавания разработал программу обучения и поиска одарённых детей для пополнения резерва ДЮСШ по плаванию. Всё начиналось с «плескальника», где на платной основе занимались дети под руководством квалифицированных преподавателей, в основном бывших хороших пловцов. Кистяковский самолично разработал программу обучения детей плаванию на основе серии обязательных упражнений в воде и на суше. Тренерам «плескальника» программа была понятна, а детям доступна и интересна. Каждый урок в воде и в спортзале посвящался изучению какому-нибудь элементу из всего обязательного комплекса упражнений, например, «поплавок», «звёздочка», скольжение, дыхание и др. Разминочные упражнения на суше не только развивали у детей силу, гибкость, координацию, но и служили средством подготовки освоения элементов на уроке в воде. Таким образом, полностью выполненная за один квартал программа предполагала развитию плавательных навыков у детей и умению уверенно держаться на воде. Большинство родителей отдавали своих детей на повторный курс обучения закрепить освоенную программу и тем самым приобщали детей к занятиям в бассейне. Тренеры внимательно следили за успехами начинающих пловцов в период обучения и наиболее способных рекомендовали в группы начальной подготовки СДЮШОР. Кистяковский частенько наведывался к тренерам в «плескальник» и давал им практические советы. В целях усовершенствования системы поиска одарённых детей была определена схема закрепления каждого тренера «плескальника» за одной из бригад ДЮСШ плавания, в которую они передавали отобранных занимающихся. Этот процесс непосредственно контролировал старший тренер «плескальника». В учебном 17-ти метровом бассейне с 10 часов утра и до 15 часов шёл непрерывный процесс обучения плаванию школьников. На занятия приходил целый класс, с которым тренеру было нелегко управляться. Многие учащиеся плохо держались на воде, но стремились скорее нырнуть в воду и частенько захлёбывались, немало было и таких, которые вовсе не умели плавать. Поэтому при обучении школьников нужен был глаз, да глаз. Научить плаванию целый класс и при этом распознать и отобрать лучших, прямо скажем, была задача не из лёгких, Однако, был такой в бассейне тренер - Альберт Неделин который виртуозно проводил занятия со школьниками. На его занятиях была полнейшая тишина и никто без его команды не смел сделать лишнего. Неделин умел владеть аудиторией и учащиеся его слушались беспрекословно. Достаточно сказать, что на занятиях постоянно присутствовали учителя общеобразовательных школ, а порой приходили представители РОНО. Тренеры СДЮШОР постоянно высматривали на этих занятиях способных ребят, чтобы приобщить их к занятиям спортом и затем подготовить из них квалифицированных пловцов. Много лет проработавший директором СДЮШОР заслуженный тренер СССР И.Ю. Кистяковский стремился, чтобы весь механизм школы плавания работал чётко без сбоев и в этом его огромная личная заслуга. Игорь Юльевич даже внешне походил на учёного профессора с залысиной на массивном лбу и вечно сползающими на нос очками. В свободное от работы время он никогда не расставался с книгой или журналом. Даже на сборах, когда выезжали на культурные мероприятия, всегда что-нибудь читал. Игорь Юльевич Кистяковский был величиной, которую уважали спортсмены и тренеры динамовской школы плавания и между собой звали его уважительно - наш мудрый «Кизя». Валерий Гречко Мастер спорта СССР. Заслуженный тренер РСФСР, Судья Всесоюзной категории, Почётный динамовец.
Просмотров: 28 | Добавил: swimmer | Рейтинг: 3.0/3 Всего комментариев: 1
0 * 1 С. Белиц - Гейман (08.02.2011 17:16) Хорошая статья, живая! Надо чтоб другие динамовцы тоже что - то вспомнили и добавили. Я тоже постараюсь дать материал. Надо поискать ещё и фотографии - они должны быть в личных архивах ребят.
|